Пять уроков буддизма об успехе.

ГлавнаяКарма и судьбаПять уроков буддизма об успехе.

Автор Алена Опубликовано: Май - 17 - 2015

buddist_33Сегодня я отправилась в Калмыкию, чтобы поговорить с буддистами о пути к успеху.

Обожаю дорогу в Элисту.. Степь похожа на ковер или легкий платок, который можно приподнять за кончики и взмахнуть им, расправив мелкие неровности. Степь – это бесконечность, и в окружении бесконечности есть время подумать. Степь – это гармония, и в окружении гармонии сам становишься гармоничным. Дорога в Элисту готовит к встрече с буддизмом.

Для меня это философия отношения к жизни и устройству мира. Человек любой религии может быть буддистом. Так что это направление для поиска открыто каждому.

Хурул – это храм, он же – монастырь. В нем нельзя ночевать женщинам, нужно ходить босыми ногами и двигаться только по часовой стрелке. В Элисте их два: один грандиозный, новый, окруженный большим парком с фонтанами, другой тихий, в отдалении от города.

Притча

В день нашего приезда Калмыкию посетил высокий учитель из Индии, и мы побывали на его лекции. Учитель рассказывал притчу об одном герое буддистских учений. Он был богат, но занимался духовной практикой, имел жену и служанок, но не был развращенным, много общался, но прислушивался к себе. Мирянин, но крайне необычный.

Сам Будда навещал его во время болезни. Одно из заявлений этого удивительного человека было о том, что медитировать – это еще не значит быть в состоянии покоя. Если тело расслаблено, это еще не значит, что и разум в спокойствии. Недостаточно принять удобную позу, чтобы погрузиться в медитацию. Нужно сохранять состояние покоя ума, даже когда вы заняты обычными повседневными делами.

Урок первый:

Быть успешным и светлым человеком возможно. По крайней мере, об этом говорят буддистские учения. Спокойствие ума во время работы и общения с людьми даст вам преимущество и ясность восприятия. Так вы откроете умение видеть картину в целом и далеко вперед.

Умение созерцать, необходимое в буддизме для раскрытия себя, поможет и вам для оценки многих процессов. Практикуйте его: абстрагируйтесь и наблюдайте, рассматривайте в мельчайших деталях, и вам многое откроется. Только потом анализируйте. Изменения на рынке, отношения и реакции людей, ситуации и механизмы взаимодействия – иногда вам не хватает времени созерцать это, прежде чем искать решение.

Поиск

Познакомились с волонтером, которая в течение пяти лет помогает храму с организацией визитов учителей. В храме выключился свет, это часто случается, и мы шли в темноте, ведь «монахов это мало заботит, им нравится, как есть». Монах Санан учился 15 лет в Индии, не проиграл ни одного философского спора и пригласил нас на ритуал в старый храм.

В ожидании начала ритуала бродила вокруг старого уютного хурула. Здесь теперь институт и монастырь, в качестве храма его уже не используют. Внутри тихо и спокойно, маленькое пространство позволяет сконцентрироваться на себе и своих ощущениях. По углам истории о чудесных деяниях Будды, которые я читала во время прошлого визита.

И новая памятка о пяти разрушающих чувствах, двадцати им сопутствующих и одиннадцати позитивных. Привязанность, неведение, гнев, зависть и гордость – вот то, что вас разрушает. Среди сопутствующих, к примеру, рассеянность и невнимательность. Самая сильная страсть – привязанности. Если от них избавиться, исчезнет большая часть страданий. Люди переживают о том, к чему причастны, к тому, что считают своим, а до чужого им нет дела. Главное – не переживать.

 

Там же, на стене храма, я нашла небольшой тканый свиток с надписью:

«Никогда не сдавайся.

Что бы ни произошло – никогда не сдавайся! Развивай свое сердце. Слишком много энергии в вашей стране тратится на развитие ума, а не сердца. Развивай свое сердце.

Будь сострадательным не только к своим друзьям, но к каждому. Будь сострадательным, трудись ради мира в своем сердце и во всем мире. Работай во имя мира, и я повторю снова:

никогда не сдавайся.

Не важно, что происходит вокруг тебя, не важно, что произошло с тобой, — никогда не сдавайся!

Его Святейшество Далай-лама»

Это были очень нужные слова.

Урок второй:

«Мое», «Я», эго отравляют жизнь. Как только привязываетесь к чему-то, вы слабеете. Мой бизнес, мой проект, моя машина – все это вас убивает. Проанализируйте, из-за чего вы обычно нервничаете и сердитесь. Умейте смотреть на это как на абстрактные предметы. Так вы станете свободнее, сильнее и счастливее, а помощь внешнего мира будет приходить сама.

То же самое с желаниями: когда хотите чего-то очень сильно, привязываетесь к желанию и зацикливаетесь на нем, эта энергия препятствует его исполнению. Наверное, так оно и есть, хотя я всегда заказываю исполнение желаний у вселенной, а для этого надо сильно захотеть. Впрочем – пожелайте и отпустите, наверное, это буддисты и имеют в виду.

Ритуал

Монахи готовились к проведению ритуала 6 часов: лепили фигурки из теста, смешивали ингредиенты, расставляли предметы в особом порядке. Санан объяснил, что на пути человека есть четыре вида препятствий. Кармические негативные поступки, негативные переживания и реакции, гнев, например, проблемы со здоровьем и преждевременная смерть. Ритуал помогает от них избавиться. В маленькой комнате монастыря собрались 15 человек, некоторые из которых подозревали у себя рак. Не ожидала оказаться на такой церемонии.

Санан раздал по кусочку размятого хлеба, превратившегося в тесто, чтобы каждый приложил его на больные места. У меня болит шея. Когда-то давно играла в большой теннис, неловкое движение – и до сих пор страдаю. Комочек теста нужно зажать в кулаке, чтобы сохранить форму ладони, и положить на общий поднос.

Пять монахов, один из них настоятель, а один совсем молодой ученик, начали петь мантры на тибетском. Не знаю, как возможно делать такое голосом, но вибрации наполнили пространство и были, кажется, осязаемыми. Невероятное звучание. Ритуал длился два часа. Люди вокруг и я сама засыпали, роняли голову, вздрагивали и просыпались. Кто-то устроился удобнее и закрыл глаза. Все происходящее было похоже на безумный тягучий сон.

В какой-то момент это напомнило язычество, и стало не по себе. Вдруг стало понятно: буддизм – это религия. По крайней мере, для тех, кто пришел в эту комнату в отчаянии и с надеждой. Прошло уже несколько дней, а шея еще ни разу не заболела сильно. Кто знает, может, ритуалы таят в себе чудеса.

Урок третий:

Буддизм – это религия. А значит, в нем много того же, что и в других религиях. Есть прихожане, настоятели, подношения, службы и все прочее. Иногда стоит замутить сознание, чтобы сделать открытие внутри себя, но не позволяйте другим мутить ваш разум.

В поисках истин не стоит заходить слишком далеко. В любом деле не бывает рецептов для всех, и лучший поиск – это ваш собственный путь. Примеряйте чужой опыт на себя ради нового взгляда на ситуацию, но не забывайте облачиться в собственные одежды. Не становитесь поклонниками какого-то одного принципа, подчиняя ему все свои действия.

Настоятель

Монахи очень устали, ритуал выжал из них все силы. Пот катился по лицу, а губы дрожали от напряжения. Изнеможенный Санан не смог найти силы на разговор. Уезжать с пустыми руками не хотелось, и я упросила о беседе настоятеля храма. Успех, по его мнению, наступает, когда вам спокойно и хорошо на душе, и ничто вас не тревожит.

Решаясь на работу в крупном бизнесе, вы знаете, на что идете, и берете на себя ответственность за последующие поступки. Если будете доброй овечкой, вас съедят. Играйте по правилам рынка, но оставайтесь честным с самим собой.

Монахами потому и становятся, что непросто сохранить чистоту души среди обилия бытовых проблем. В монастыре ничто не тревожит: у мужчин нет ни семьи, ни женщин, ни бизнеса. Так что настоятель считает себя по-своему счастливым.

Как можно быть несчастливым в таком прекрасном мире? Его не тревожат проблемы, и он чувствует свою ценность в мире уже в том, что не разрушает его обманом, предательством, воровством или убийством. Нужно избавиться от страданий, это и есть счастье. Чтобы понять это, нужно много учиться буддистской философии. Сначала слушать учителей, затем размышлять над услышанным, а после действовать согласно своему пониманию.

Человеческая жизнь заключена в причинно-следственный цикл, который не зависит от вас в этой жизни. Чтобы вырваться из него, побеждайте свое эго и совершайте благие поступки, очищайте разум и сердце. Ищите причины и следствия в своих поступках и знайте, что каждое ваше действие дает результат.

Урок четвертый:

Я не думаю, что настоятель действительно счастлив. Во всяком случае, он не показался мне таким. Очень грустно он сказал, что у монахов нет семьи и своего дела, и получается – ничего нет. Не верю, что отсутствие страданий и есть счастье. Пожалуй, состояние покоя ума и сердца – этап на пути к нему. Сначала вы ищите свой путь, потом достигаете душевного равновесия – и только тогда вы готовы к счастью. Вы открываетесь миру, чтобы он подарил вам то, что сделает вас счастливым. Равновесие – это способ открыться, шаг на пути.

Используйте принцип «слушание, размышление, действие» в работе и жизни. Предприниматели проваливаются, когда спешат за мгновенной выгодой и не анализируют цепь событий. Прислушивайтесь к рынку, команде, себе, чтобы достичь лучшего результата. Проходите и слушание, и размышление, прежде чем действовать, чтобы быть на верной дороге.

Далай-лама

После поездки я стала искать видеозаписи и высказывания Далай-ламы, потому что именно он дал мне самый точный совет в этом путешествии: «Никогда не сдавайся». Это честный и человечный призыв, так что мне захотелось узнать этого человека ближе.

Вот что он говорит о бизнесе и буддизме:

«Я вовсе не хочу сказать, что нам не следует заниматься бизнесом или стремиться к развитию и процветанию. Экономический успех – это благо. В числе прочего, он позволяет нам обеспечивать работой тех, кто в ней нуждается. Деловая активность благотворна для нас самих, для окружающих и для общества в целом. Если бы все мы избрали монашеский образ жизни и пошли просить подаяние, экономика бы рухнула и мы просто умерли с голоду! Я уверен, что в такой ситуации Будда сказал бы своим монахам: «Ну вот, а теперь пойдем работать!»

Урок пятый:

Сохраняйте чувство юмора, даже когда все ждут от вас пророческих речей и серьезных поступков. Радость и смех делают сердце мягче и помогают преодолеть любые препятствия. А об этом еще Чехов писал. Его многие современники критиковали, но он остался в истории. И кто станет спорить с тем, что Чехов прав?

Что вы думаете о счастье и мировоззрении буддистов? Легко ли вам отказаться от привязанностей и согласны ли вы на это? Довольны ли вы сегодняшним положением дел или хотите достичь большего?
Расскажите, что вы думаете об успехе и пути к нему..

 

 

Мария Дудникова fridаy@ingate.ru.



Написать комментарий